ModPlug Tracker

Руководство пользователя.

1. Предварительные понятия

ModPlug Tracker – это оптимальное решение, если вы хотите создавать музыку, не имея готовых инструментов (это дает большую гибкость при работе со звуком), и не хотите сложного пользовательского интерфейса. Для более комфортной работы вам потребуется Sound Forge и библиотека сэмплов, которые содержат не готовые музыкальные фрагменты (обычно такие сэмплы чаще можно найти в продаже), а отдельные ноты. В качестве подобной библиотеки я рекомендую библиотеку Stereo Fidelity. Она состоит из пятнадцати компакт-дисков, из которых наиболее ценными являются: Patch Express (универсальный набор сэмплов на все случаи жизни), Fantasia (оркестровые и «глючные» сэмплы), Vacuum Twirls (оригинальные аналоговые и синтезаторные звуки с уклоном в писходелику).

Sound Forge я рекомендую использовать версию 5.0 b. Эта версия содержит практически всю удобную функциональность, имеющуюся в последующих версиях, но работает стабильнее, чем они. Помимо этого, можно использовать Samplitude Producer, который имеет множество высококачественных эффектов для обработки сэмплов. Так же можно поставить Ultrafunk Effects – это библиотека эффектов, которые можно подключать как к Sound Forge, так и к ModPlug Tracker.

 

2. Настройка программы

При первом запуске программа потребует установить некоторые настройки. Если вы закроете появившееся окно, то она создаст ветвь в реестре и автоматически занесет туда значения по умолчанию, и больше окно не появится. Чтобы открыть окно настроек необходимо щелкнуть на значке панели управления в ToolBar 'е или зайти в меню View / Setup.

Окно настроек представляет собой окно с семью закладками. Первая из закладок, General, содержит глобальные настройки и пути к директориям, используемым программой. В директории Songs хранятся модули, представляющие собой файлы, содержащие партитуры с инструментами. Samples – это директория, в которой хранятся сэмплы в формате wav. Рекомендуется наиболее полезные сэмплы хранить в определенной директории на жестком диске и не указывать в этой директории CD. Instruments – это директория, в которой хранятся инструменты, созданные в трекере. Нижнее поле представляет собой список глобальных настроек. Рассмотрим наиболее важные из них.

Play New Notes While Recording – в случае, когда эта опция включена, при наборе партитуры будет проигрываться каждая нота, которая набирается в текущий момент. Рекомендуется эту опцию всегда включать за исключением тех случаев, когда программа не может найти звуковую карту, и набирать приходится вслепую. (От себя добавлю, что у меня была подобная ситуация, и мне удалось набрать в таких условиях целую композицию без единой ошибки, так как трекерная партитура очень удобна).

Create Backup Files – если эта опция включена, то при каждом сохранении будет создаваться резервная копия модуля, соответствующая тому, каким этот модуль был при предыдущем сохранении. Ей будет присвоено расширение bak. В случае интенсивной работы рекомендуется включать эту опцию только периодически, чтобы сохранять лишь существенно отличные друг от друга версии.

Drag & Drop Editing – вообще непонятно, зачем эта опция существует, так как без этого механизма работать крайне неудобно. Всегда должна быть включена.

Ignored Mute Channels – если в процессе отладки контрапункта требуется выключить некоторые голоса, то эта опция определяет, должна ли программа отсчитывать проигрывание нот в этих голосах. Эту опцию имеет смысл включать тогда, когда вы используете длинные сэмплы с готовыми фрагментами музыки, чтобы при включении отключенных голосов эти сэмплы начинали проигрываться не сначала, а с того места, на котором проигрывание бы остановилось, если бы голоса не были выключены.

Show Prev / Next Patterns – партитура в трекере разделена на паттерны. Эта опция говорит, будут ли видны при работе с одним паттерном предыдущий и последующий (в неактивном виде).

Continuous scroll – эта опция показывает, будет ли курсор переходить автоматически к следующему паттерну, если уже дошел до конца текущего. Рекомендуется включать, если вы работаете с музыкальными построениями, не укладывающимися в один паттерн.

Следующая закладка Sound Card позволяет настроить работу программы со звуковыми драйверами. Выпадающий список Sound Device отражает список всех доступных устройств, которые программа расценивает как звуковые карты или драйвера. Рекомендуется подобрать оптимальный вариант экспериментально, так как он зависит от конфигурации компьютера в целом. Buffer Length – это длина буфера. Чем она больше, тем более стабильно работает программа, но этот параметр отражает скорость реакции программы на действия пользователя. При записи нот в режиме реального времени (например, с MIDI -клавиатуры) длина буфера должна быть минимальной, чтобы задержка после нажатия ноты и началом звучания не мешала синхронно играть. Рекомендуется подбирать значение этого параметра так, чтобы он был минимальным, при котором программа не тормозит при проигрывании. Mixing Quality – это параметры качества выходного сигнала, измеренные в килогерцах, глубине и количестве каналов. Рекомендуется выбрать то, что максимально поддерживается звуковой картой. Max Polyphony рекомендуется выбрать в соответствии с указанным типом процессора. Enable MMX Acceleration – если ваш процессор поддерживает интерфейс MMX, то эту опцию лучше включить для оптимизации вычислений. Очень важный параметр Pre - Amp – это уровень выходного сигнала при редактировании.

На вкладке Player задаются параметры обработки финального микса. Смысл этого заключается в том, что после микширования можно подвергнуть выходной сигнал компрессии, эквалайзеру, ревербератору и т. д. При последующем сохранении модуля в формате wav эти настройки позволяют контролировать качество финального микса. Automatic Gain Control (компрессия) рекомендуется включать, если вы работаете с музыкой, не подразумевающей наличие динамических контрастов и выключать в противном случае. Resampling позволяет выбрать алгоритм, по которому пересчитываются волновые таблицы сэмплов при прокручивании их с разной скоростью в режиме редактирования. Если производительность компьютера позволяет, рекомендуется использовать High Quality. В режиме конвертирования в wav используется более сложный алгоритм, дающий более высокое качество финального микса. Bass Expansion позволяет сделать более глубокие басы, рядом находится настройка Range, задающая диапазон частот, в котором происходит углубление. Reverb позволяет использовать один из встроенных ревербераторов для более пространственного звука. Не рекомендуется использовать эту опцию, так как для получения качественного звука ревербератор следует вешать на отдельные дорожки, желательно с разными настройками. Pro Logic Surround позволяет разложить моно звук по двум каналам так, чтобы он воспринимался как стерео. Тоже не рекомендуется использовать эту опцию для всего финального микса.

На вкладке Equalizer вы можете настроить эквалайзер, используемый для обработки финального микса. Имеется 6 встроенных пресетов и возможность для создания четырех пользовательских. Включение/выключение эквалайзера производится на предыдущей вкладке.

Вкладка Keyboard позволяет настроить клавиатуру по желанию пользователя так, чтобы каждой клавише на компьютерной клавиатуре соответствовала нота. Имеется три пресета и возможность создания одного своего. При этом считается, что компьютерная клавиатура позволяет вместить три октавы. Для этого существует переключатель Base Octave / Octave +1/ Octave +2 в виде выпадающего списка. Очень важными являются команды Note Cut и Note Off. Note Cut – это команда, прекращающая проигрывание ноты простым обрыванием, а Note Off прекращает проигрывание ноты тем способом, который указан в настройках инструмента, которым эта нота играется. В нижней части формы находится список наиболее часто используемых команд, для которых можно задать горячие клавиши.

Вкладка Colors отражает цветовое оформление программы. Внимание следует обратить на Highlight. Партитура в трекере выглядит в виде таблицы, и выделение цветом отдельных строк выполняет функцию тактовых черт. В зависимости от размера мелодии рекомендуется менять интервал (поле rows).

Вкладка MIDI позволяет настроить взаимодействие с MIDI-интерфейсом. Midi Input Device – это выпадающий список, содержащий устройства, которые программа расценивает как MIDI-клавиатуры. Группа полей File Import предназначена для того, чтобы корректно сопоставить длительности нот в MIDI-формате с теми, которые заданы в трекере. Для этого используется механизм темп-скорость, который мы рассмотрим ниже.

 

3. Принцип работы

Концепция ModPlug Tracker заключается в том, что эта программа позволяет работать и с партитурой, и с инструментами, благодаря чему возможно получить большое разнообразие в звуке, который никак не привязан к возможностям звуковой карты. Для работы с инструментами используется механизм ресэмплинга, т.е. проигрывании wav-файлов в различной скоростью, благодаря чему один и тот же сэмпл (wav-файл), содержащий одну записанную ноту на некотором инструменте, может давать разные ноты. Поскольку звуки живых инструментов, особенно человеческого голоса, зависят от высоты нелинейно, при таком подходе возможно появление искажений. Для борьбы с этим используется механизм Note Mapping'а, суть которого состоит в том, что доступный диапазон разбивается на интервалы, в каждом из которых используется свой сэмпл. Чем больше нелинейность в звуке инструмента, чем уже должны быть такие интервалы; в самом сложном случае интервал составляет полтона. Тогда для каждой ноты в диапазоне должен использоваться отдельный сэмпл. Такой подход очень удобен для создания виртуальных барабанных установок. Помимо Note Mapping'а, каждый инструмент содержит дополнительные настройки, которые будут рассмотрены позже.

Партитура ModPlug Tracker сильно отличается от MIDI. Это связано с тем, что традиционная нотная запись разрабатывалась в первую очередь для удобства чтения в режиме реального времени (игры по нотам), а не набора ее на компьютере. Трекерная партитура представляет собой набор таблиц, в которых каждая строка отвечает за момент времени, а каждый столбец – за голос. Допустимое количество голосов зависит от производительности компьютера. Такие таблицы называются паттернами. Максимально допустимая длина паттерна – 256 строк, по умолчанию – 64. Рекомендуется не делать паттерны длиннее 100 строк, так как иначе с ними неудобно работать.

Строки, отражаемые в редакторе паттернов – это лишь оболочка. На самом деле каждая строка состоит из нескольких фреймов (кадров) – минимальных фрагментов, для которых можно задать разделение во времени. Количество фреймов в одной строке называется скоростью, а продолжительность одного фрейма – темпом. Темп выражается в количестве фрагментов по 24 фрейма, которое умещается в одной минуте. Таким образом, чем больше величина скорости и чем меньше величина темпа, тем медленнее проигрывается паттерн. Эти параметры легко менять динамически с помощью специальных команд в партитуре.

Каждая ячейка в паттерне – это нота. Нота имеет следующие атрибуты: высоту, инструмент, громкость и команду. Длительность ноты определяется тем, сколько за ней следует ячеек с пустым значением атрибута высоты. Таким образом, проигрывание паттерна ведется сверху вниз, и ноты, написанные в одной строке, начинают звучать одновременно, а заканчивают звучать, когда в тех же столбцах, где они появились, идут другие ноты или команды Note Cut и Note Off, которые записываются там же, где высота ноты. Пока нота тянется, у нее можно менять громкость или обрабатывать ее с помощью команд. Таким образом, имеется возможность контролировать поведение каждой ноты с точностью до строки. ModPlug Tracker не поддерживает концепцию тактов, и для облегчения ориентации в паттерне можно использовать выделение строк через заданный интервал, но оно не несет никакой музыкальной информации и является просто настройкой отображения для программы, а не редактируемых файлов.

Как видно из сказанного, инструменты в паттернах не привязаны к столбцам. Это связано с тем, что каждый столбец обрабатывается своим эффектом, и воздействию этого эффекта могут подвергаться различные инструменты попеременно. Если мы не указываем инструмент в атрибуте ноты, то будет использоваться инструмент, которым была сыграна предыдущая нота. Таким образом, при желании привязать инструменты столбцам паттернов необходимо лишь у первых нот в каждом столбце указать инструмент, и дальше он будет определяться автоматически. Так делать не рекомендуется, так как тогда программа начинает работать нестабильно. Надо еще помнить о том, что команда Note Cut отменяет инструмент, который использовался перед ней, и после нее атрибут инструмента нужно прописывать заново.

Количество строк в паттерне – это атрибут паттерна, количество столбцов – атрибут всего модуля.

Итак, ModPlug Tracker содержит: редактор паттернов, редактор инструментов, редактор сэмплов (примитивный) и настраиваемый движок, который объединяет все это в систему. Концепция модулей гарантирует, что все сэмплы, инструменты и партитуры, относящиеся к одной композиции, будут храниться в одном файле. Расширение по умолчанию, используемое ModPlug Tracker – это it. Помимо этого, ModPlug Tracker способен работать с форматами s3m, xm и mod, но эти форматы предоставляют меньше возможностей и поэтому здесь не рассматриваются. Еще ModPlug Tracker способен читать файлы миди, но не способен их непосредственно сохранять. Имеется функция экспорта в миди, но из-за большой разницы в представлении нот она неудобна.

 

4. Настройки модуля

При создании нового модуля появляется окно с пятью закладками. Первая из них – General – используется для задания настроек модуля. Некоторые из них, ответственные за обработку финального микса, не являются настройками модуля и просто дублируют то, что уже есть в настройках программы, чтобы настройки, которые приходится менять часто, были под руками.

Поле Song Title содержит текст, который будет отображаться в окне проигрывателя, например, Winamp'а. Поле Song Type содержит информацию о формате модуля и количестве дорожек. Изменить эти настройки можно, нажав кнопку Change. При этом вылезает окно с параметрами модуля. В нем в поле Module Type можно выбрать формат модуля; при сохранении файлу будет автоматически приписано нужное расширение. Выпадающий список Channels содержит все варианты возможного количества столбцов в паттернах. Минимальное значение – 4, максимальное зависит от типа процессора. При уменьшении количества каналов после нажатия кнопки OK появляется форма Remove channels. На ней автоматически будут отмечены неиспользуемые дорожки. Если количество используемых дорожек в модуле превышает то, которое мы хотим задать, то кнопка OK на этой форме будет неактивна. При сохранении файла неиспользуемые дорожки также удаляются, если их количество превышает 4. Если на дорожке есть хотя бы одна нота или команда, она считается используемой.

Группа полей Initial Settings содержит настройки воспроизведения для текущего модуля по умолчанию, которые действуют, если в партитуре нет никаких команд, изменяющих их. О темпе и скорости было сказано выше, рассмотрим два других параметра. Global Volume – это общая громкость финального микса. Restart Position – это номер паттерна, с которого начинается повторное проигрывание модуля. Рядом с этими полями находится дополнительный регулятор громкости.

Группа полей Effects задают параметры обработки финального микса, содержащиеся в настройках программы, а также поле Loop Song, которое отвечает за то, будет ли проигрывание модуля автоматически повторяться после того, как он закончился. Рядом с этой группой полей находится индикатор громкости.

Ниже располагается список дорожек. Он поделен на группы по четыре дорожки, которые отображаются на вкладках. Каждая дорожка имеет набор атрибутов. Вверху можно задать имя дорожки; дорожка с именем, даже если на ней ничего нет, не будет автоматически удаляться, но если она пуста, ее можно удалить принудительно. Initial Volume – это громкость по умолчанию, которая может быть изменена с помощью команды в партитуре. Она может задаваться как в числовом выражении (от 0 до 64), так и с помощью ползунка. Initial Pan – аналогичный механизм для работы с панорамой (баланс между правым и левым каналом стерео звука). 128 означает нахождение посередине, 0 – весь звук идет из левого канала, 256 – из правого. Еще ниже находятся галки Mute и Surround. Mute отвечает за выключение дорожки при отладке контрапункта, Surround создает стерео эффект, увеличивающий объем звучания моно сэмплов. Внизу каждой дорожки имеется выпадающий список доступных эффектов. Создать эффект в модуле можно на той же вкладке.

В самом низу (если у вас эта часть окна не отображается, надо воспользоваться полосой прокрутки в его нижней половине) имеется группа полей Effect Plugins. ModPlug Tracker позволяет использовать до 20 эффектов в одном модуле. Выбрать эффект, с которым предстоит работать, можно в выпадающем списке Effect или используя расположенные рядом кнопки перехода к следующему или предыдущему эффекту. Чтобы создать эффект, необходимо нажать кнопку Select Plugin. Появляется окно с эффектами, которые доступны. С помощью кнопки Add Plugin можно добавить эффект вручную, загрузив его в виде dll -файла. Выбрав один из доступных эффектов в дереве эффектов и нажав кнопку ОК, мы создаем новый эффект. После этого можно настроить параметры эффекта. Для этого в списке parameter необходимо выбрать нужный параметр и установить его значение либо с помощью ползунка справа, либо вручную задав его в специальном поле рядом с кнопкой set и нажав эту кнопку. Над этой кнопкой имеется три галки: Apply To Final Mix позволяет применить эффект ко всему модулю, bypass выключает эффект, dry mix подмешивает к эффекту необработанный сигнал. После того как эффект создан и настроен, он становится доступен для каждой дорожки по имени, которое задается в поле Display name.

 

5. Работа с сэмплами

Вкладка Samples разделена на две области: в верхней задаются параметры, в нижней располагается графическое изображение сэмпла. В левом верхнем углу вкладки находится три значка: создать, открыть и сохранить. Значок создания сэмпла отличается от значка создания файла тем, что на листе с загнутым уголком изображается красная волна. Создание сэмпла – это создание в модуле новой оболочки, куда сэмпл может быть загружен из файла; все сэмплы имеют индивидуальные номера, нумерация сквозная. Открытие сэмпла позволяет загрузить в эту оболочку wav -файл. Сохранение позволяет сохранить отредактированный сэмпл в wav-файле.

Поле Sample отображает индивидуальный номер сэмпла и позволяет по очереди переходить от одного сэмпла к другому. Рядом находится раскрывающийся список, содержащий возможные значения масштаба отображения сэмпла. Auto означает, что сэмпл отображается так, чтобы ширина экрана соответствовала его полной протяженности. Масштаб 1:1 означает, что каждый отсчет занимает один пиксель, более мелкие масштабы позволяют увидеть большую часть сэмпла. Это же можно делать с помощью значков Zoom, расположенных над изображением сэмпла. Рядом со списком масштабов находится статический текст, отображающий параметры качества звука в сэмпле и его длину. Дальше идет ряд кнопок, представляющих собой редактор сэмпла.

Первая из них, на которой изображена нота, служит для того, чтобы просто проиграть его без ресэмплинга. Чтобы послушать, как звучит сэмпл в мелодии, эту мелодию нужно сыграть на компьютерной или MIDI-клавиатуре. Кнопка с изображением зеленой звуковой волны используется для нормализации. ModPlug Tracker поддерживает только один, самый примитивный алгоритм нормализации: ищется самое громкое место сэмпла, ему присваивается максимально возможная громкость, и по нему выравниваются остальные отсчеты. Кнопка Amplify используется для создания плавных затуханий и нарастаний. Для того чтобы ей воспользоваться, необходимо сначала выделить часть сэмпла на его графическом изображении, иначе эффект затронет весь сэмпл. После нажатия на кнопку появляется окно Amplify , в котором можно задать следующие параметры: Amplify by – величина в %, отражающая громкость начала затухания или конца нарастания по сравнению с исходным уровнем звука, Fade In – нарастание, Fade out – затухание; если включить и нарастание, и затухание, то до середины выделенного фрагмента звук будет нарастать, а после – затухать.

Следующие две кнопки редактирования позволяют менять качество звука, а именно частоту дискретизации. Не рекомендуется использовать кнопку Upsample (увеличить частоту) для низкокачественных звуков, так как это приведет к еще большему снижению качества. Кнопка Reverse позволяет обратить сэмпл, т.е. выстроить его в обратном порядке. Кнопка Silence заглушает выделенный фрагмент сэмпла. Следует обратить внимание, что на операции по редактированию сэмпла не действует откат, поэтому модуль на стадии работы с сэмплами желательно периодически сохранять или использовать для работы с сэмплами Sound Forge .

Слева располагается группа полей, задающие параметры проигрывания. Default Vol – это громкость, которая по умолчанию используется, когда в партитуре громкость ноты не указана. Global Vol – это громкость общая громкость сэмпла. Set Pan – это установка панорамы. По умолчанию отключена. Следующие два поля связаны друг с другом. Freq.( Hz ) – это поле, в котором показывается частота дискретизации (количество отсчетов в секунду) для сэмпла, когда им играется нота до первой октавы ( в трекере это C-5). Выпадающий список Transpose позволяет смещать частоту дискретизации не произвольно, а целыми полутонами. При частоте дискретизации 44100 Гц там стоит нота G#2. Надо помнить, что чтобы сместить высоту сэмпла вверх, эту ноту нужно понижать.

Две группы, отвечающие за петли – Loop и Sustain Loop. Любая петля представляет собой два маркера, используемых для закольцовывания фрагмента сэмпла. Когда проигрывание доходит до второго маркера, сэмпл начинает проигрываться с первого маркера. Это позволяет создать эффект постоянно повторяющегося фрагмента сэмпла, заключенного между маркерами; обычно это используется, когда нужно, чтобы сэмпл неограниченно долго тянулся. Loop – это петля, которая работает постоянно, пока нота тянется. Sustain Loop – это петля, которая работает до тех пор, пока не поступит команда Note Off . После этой команды второй маркер игнорируется, и сэмпл доигрывается до конца. В группах полей петли можно включить или выключить (переключатель Type ), а также задать положение обоих маркеров. Существует тип петли Bidi: в этом случае когда звук доходит до второго маркера, проигрывание начинается в обратном порядке, пока не дойдет до первого маркера, потом снова поворачивает и так далее.

Группа полей Vibrato используется для автоматического вибрато сэмпла. Поле Auto - Vibrato задает форму волны, по которой делается вибрато: Sine – синусоида, Square – квадратные пики, Ramp Up – пилообразное с повышением, Ramp Down – пилообразное с понижением, Random – случайная линия. Поле Depth задает глубину вибрато (степень смещения тона), Rate – скорость вибрато, Sweep – скорость нарастания вибрато; 0 означает, что вибрато начинается с самого начала проигрывания сэмпла. Важно помнить, что абсолютная скорость вибрато прямо пропорциональна темпу!

Контекстное меню, активное в области графического изображения сэмпла, имеет следующие команды: оно позволяет устанавливать маркера петель в том месте, где был произведен щелчок мышью. Это удобно делать при крупном масштабе отображения сэмпла. В зависимости от того места, где был произведен щелчок, появляются только те команды, которые имеют смысл. Например, бессмысленно устанавливать начало петли после его конца. Если сэмпл имеет глубину битрейта 16 или 32 бит, ее можно уменьшить до 8 (команда Convert to 8 bit). Если сэмпл стерео, его можно сделать моно. Имеются стандартные операции Cut, Copy и Paste, а также Trim (удаление всего, кроме выделенной части). При удалении всего сэмпла программа выводит предупреждение.

Наиболее сложный этап при работе с сэмплами – это сведение петель. Если поставить маркеры в случайных местах, то на моментах перехода от второго маркера к первому или на моментах поворота проигрывания в противоположную сторону скорее всего будут слышны щелчки. Существует ряд решений этой проблемы.

 

6. Работа с инструментами.

ModPlug Tracker позволяет не использовать технологию инструментов и играть музыку просто сэмплами. При этом основное неудобство заключается в том, что когда нота кончается, и за ней идет следующая нота, предыдущая нота не затухает, а обрывается. В ряде случаев это правомерно, но чаще всего нет. Кроме этого, редактор инструментов предоставляет набор полезных эффектов. По умолчанию не создается ни одного инструмента; в этой ситуации в партитуре используются сэмплы. Как только мы создаем инструмент, мы теряем непосредственный доступ к сэмплам из партитуры.

Вкладка Instruments предназначена для редактирования инструментов. В верхнем левом углу вкладки находятся стандартные кнопки «создать», «открыть», «сохранить», а также переключатель номера инструмента. Помимо этого, имеется кнопка «Проиграть» с изображением ноты. При нажатии на эту кнопку проигрывается «до» первой октавы, как и в случае с сэмплом; повторное нажатие на кнопку приводит к затуханию звука. Рядом находится поле с именем инструмента, которое желательно делать осмысленным.

В центре экрана находится таблица Note Mapping. Она состоит из трех столбцов: нота, сыгранная на инструменте, нота, которая в действительности играется, номер сэмпла, которым играется эта нота. Диапазон всех инструментов – C-0 – B-9, т.е. 10 октав. Рабочий диапазон, как правило, меньше. Для инструментов, которые представляют собой подборку шумовых звуков или барабанов, рекомендуется во втором столбце на всем рабочем диапазоне задавать до первой октавы (C-5). Контекстное меню этой таблице позволяет восстановить значения во втором столбце, чтобы они совпадали с первым (Reset Note Mapping), задать всем нотам один сэмпл ( Map All Notes To Sample…), перейти к редактору сэмплов ( Edit Sample), дублировать инструмент (Duplicate Instrument). Последняя команда используется для инструментов с похожими свойствами, чтобы не делать одно и то же дважды.

В нижней половине экрана располагается поле для графического редактирования огибающих. Огибающая – это набор точек, расположенных друг за другом и автоматически соединяемых прямыми линиями. Любой параметр будет изменяться во времени в соответствии с графиком, который задан этой линией. ModPlug Tracker позволяет создавать огибающие для четырех параметров: громкость, панорама, фильтр и строй, причем нельзя одновременно использовать два последних параметра. Чтобы создать точку, необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши в том, месте, где она требуется, и выбрать в контекстном меню пункт Insert Point. Созданную точку можно как угодно перемещать в определенном диапазоне. Точку нельзя переместить левее (раньше) предыдущей точки и правее (позже) следующее, а также нельзя сделать выше или ниже, чем того допускают максимальное и минимальное значения параметра соответственно. Максимальное количество точек ограничено.

Помимо точек, огибающие состоят из петель, которые так же могут быть Loop и Sustain Loop. Они позволяют организовать цикличное изменение параметра. Если требуется, чтобы некоторый параметр сохранял свое значение, пока действует петля, петля должна охватывать одну точку, высота расположения которой соответствует этому значению. Для создания и редактирования петель используются третья и четвертая кнопки справа в группе кнопок непосредственно над областью графического отображения.

Три левые кнопки в этой группе переключают отображение огибающей. При активации первой кнопки с изображением регулятора громкости отображается огибающая по громкости, при активации второй (с изображением наушников) – панорамы, третьей, с изображением звуковой волны – фильтра или строя. Следующие четыре кнопки включают или выключают огибающие. Внимание: скорость проигрывания огибающей прямо пропорциональна темпу! Темп, при котором редактируемая огибающая заучит так же, как в партитуре, составляет 160 стандартных единиц.

Справа от таблицы Note Mapping находится группа Random Variation. Она предназначена для генерации случайных изменений в звучании инструмента, чтобы сделать его звук более живым. Она содержит два параметра: громкость и панорама, заданных в виде ползунков. Под этой группой находятся два ползунка, задающие параметры фильтра. Cut Off Frequency – это статический фильтр, воздействию которого подвергается все звучание инструмента. Resonance – это параметр как статического фильтра, так и того фильтра, который задается с помощью огибающей. Он создает пик на границе среза, что позволяет оттенить звучание фильтра, сделать его более «сочным».

Слева от таблицы Note Mapping находится группа New Note Action. Она содержит три выпадающих списка. Первый список задает тип реакции на следующую ноту. Note Cut означает, что при смене ноты предыдущая нота обрывается (значение по умолчанию). Continue – это значит, что нота продолжает звучать; этот вариант рекомендуется использовать при имитации ударных инструментов. Note Off означает, что используется Sustain Loop во всех огибающих, и при смене ноты предыдущая нота играется так, как прописано в огибающих после Sustain Loop. Note Fade означает линейное затухание громкости. Слева имеется поле Fade Out, в котором можно задать скорость затухания.

ModPlug Tracker позволяет делать различные варианты реакции на следующую ноту для одного и того же инструмента в зависимости от того, является ли следующая нота такой же, как предыдущая. Для этого используются поля Duplicate Check и Duplicate Action. Поле Duplicate Action устроено так же, как и New Note Action, за исключением того, что в выпадающем списке отсутствует вариант Continue. Duplicate Check позволяет выбрать один из четырех вариантов критерия, по которому оценивается совпадение нот: отключено (тогда используется только один тип реакции, указанный в New Note Action), нота (то есть следующая нота такой же высоты), сэмпл (следующая нота сыграна тем же сэмплом, что и предыдущая), инструмент (следующая нота сыграна на том же инструменте, что и предыдущая). Если выполняется условие, заданное в Duplicate Check, то вместо New Note Action выполняется Duplicate Action.

В самой левой части редактора инструментов располагаются поля для редактирования общей громкости, панорамы и MIDI -параметров.

Сохранение инструментов возможно в двух форматах: iti и xi. Формат xi поддерживает стерео сэмплы, но не поддерживает вторую колонку Note Mapping'а, огибающие по фильтру и строю и New Note Action. Формат iti поддерживает все, кроме стерео сэмплов.

 

7. Работа с партитурой.

Партитура в ModPlug Tracker состоит из последовательности паттернов. Один и тот же паттерн при необходимости может быть использован повторно. Это осуществляется с помощью инструмента управления последовательность паттернов. Он представляет собой горизонтальную цепь квадратиков, расположенную посередине экрана, в которых записываются номера паттернов. При создании нового паттерна ему автоматически присваивается номер. Нумерация, как обычно, сквозная. Если паттерн должен повторяться дважды, то его номер можно вручную вписать в последовательность. Команда Insert Pattern в контекстном меню на отдельном паттерне добавляет повтор этого паттерна. Удаление паттерна из последовательности командой Delete не удаляет его совсем, его можно будет еще раз вписать, если он потребуется. Если вписан номер несуществующего паттерна, он игнорируется. Для создания паттернов используется кнопка создания в левом верхнем углу вкладки.

Рядом с этой кнопкой находится ряд основных управляющих кнопок. Четыре отвечают за воспроизведение: играть с выделенной строки, играть весь паттерн, остановить, играть текущую строку. Кнопка Record отвечает за возможность набора нот; она должна быть активирована, если только трекер не используется как проигрыватель. Следующая кнопка включает или выключает индикаторы громкости для каждой дорожки, затем идет кнопка, вызывающая окно редактирования макросов, следующая открывает окно редактора аккордов. Затем идет кнопка отката, кнопка свойств паттерна (в вызываемом по этой кнопке окне можно задать количество строк в паттерне), две кнопки изменения плотности нотного текста (вдвое сжать/вдвое растянуть) и кнопка Amplify, которая позволяет сделать затухание или нарастание в выделенной части паттерна. Последние три кнопки отвечают за отображение атрибутов ноты, рекомендуется держать активной кнопу hi .

Под кнопками находится выпадающий список, в котором можно выбрать инструмент (или сэмпл, если инструменты не используются). Рядом находится переключатель Spacing, в котором указывается, на сколько строк необходимо передвинуться вниз, если набрана нота. В большинстве случаев рекомендуется оставлять 0; эта возможность используется, если необходимо набирать много нот с одинаковой большой длительностью, расположенных на одной дорожке. Галка Follow Song предписывает курсору при проигрывании перемещаться. Ниже располагается текстовое поле, в котором можно задать имя для каждого паттерна.

Нижняя половина экрана занята текущим паттерном. В левом верхнем углу паттерна имеется кнопка вызова свойств паттерна; на ней написан номер паттерна с префиксом #. Нумерация паттернов и строк начинается с нуля. Чтобы перейти от одного паттерна к другому, необходимо выделить нужный паттерн нажатием мыши в списке паттернов. Чтобы в паттерн можно было набирать ноты, необходимо переместить курсор со списка паттернов на саму таблицу. Каждая ячейка таблицы имеет следующую структуру: три символа отводится под высоту ноты, два под номер инструмента, два под громкость и три под команду. Высота ноты составляется из клавиши, нажатой на клавиатуре, и значения поля Octave вверху окна. Рядом с этим полем имеются поля, показывающие текущие скорость и темп. То число, которое указано в поле Octave, соответствует Base Octave в настройках программы. Инструмент заполняется автоматически – тем значением, которое было выбрано в списке Instrument в верхней части редактора. Если инструмент не был выбран (значение None), он не заполняется. Громкость и команда автоматически не заполняются. Их значения можно либо ввести вручную, либо вызвать окно Note Properties двойным щелчком мыши на выделенной ноте. Эта форма содержит три вкладки: Note (высота ноты и инструмент), Volume (громкость) и Effect (команды).

На вкладке «Громкость» можно выбрать изменяемый параметр громкости и задать его значение. Помимо собственно громкости, можно редактировать наиболее часто используемые параметры, которые у ноты требуется изменить.

v – изменение громкости. Нота играется заданной громкостью начиная с той, строки, где эта громкость была прописана.

p – изменение панорамы. Панорама устанавливается для всей дорожки до следующей команды по изменению панорамы.

a – плавное увеличение громкости

b – плавное уменьшение громкости

c – увеличение громкости

d – уменьшение громкости

u – вибрато

g – глиссандо. Нота не начинается заново, а плавно перетекает из предыдущей путем постепенного изменения высоты. Параметр – скорость перехода

f – глиссандо вверх. Плавный слайд на указанное с помощью ползунка количество полутонов

e – глиссандо вниз.

На вкладке Effect эти же команды повторяются, кроме того, есть другие. Это нужно для того, чтобы была возможность применять к одной ноте две команды. Каждая команда состоит одной или двух заглавных букв и параметра, который обозначается буквами х. Наиболее важные команды следующие:

Axx – изменение скорости проигрывания модуля

Bxx – переход к другой строке паттерна

E, F, G – глиссандо, алгоритм такой же, как выше

Hxx – вибрато; первый параметр – скорость, второй – глубина. Чтобы эффект работал, его необходимо указывать во всех строках, пока вибрато должно длиться. H 00 означает, что параметры вибрато такие же, как и были в предыдущей строке; поэтому чтобы сохранялось однообразное вибрато, достаточно прописать его параметры один раз.

Ixx – ритмическое прерывание ноты. Первый параметр – длина фрагментов ноты, второй – длина пауз между ними. Алгоритм такой же, как в вибрато.

Jxx – арпеджио. Позволяет в одной строке уместить восходящий пассаж из трех нот. Первый параметр – интервал от исходной до второй ноты, второй параметр – от второй до третьей.

Mxx – задание громкости дорожки

Oxx – проигрывание сэмпла не сначала. Параметр задает величину отступа от начала сэмпла.

Rxx – тремоло. Алгоритм такой же, как у вибрато.

SDx – задержка ноты. Используется в форшлагах. Параметр – количество фреймов.

Txx – задание темпа. Небольшие значения (до 32) используются для задания темпа в стандартных единицах (см. раздел 3) относительно текущего, а большие – для задания абсолютной величины темпа.

Vxx – изменение общей громкости воспроизведения

Zxx – вызов макроса.

Редактор паттернов ModPlug Tracker имеет удобное контекстное меню, вызываемое при выделении фрагмента паттерна. В зависимости от того, какие атрибуты ноты затрагивает выделение, работают разные команды.

Всегда работают следующие команды:

Cut, Copy, Paste – стандартные Windows-команды.

Undo – отмена последней операции

Solo – оставить звучащей только одну дорожку, остальные заглушить.

Для высоты ноты работают следующие команды:

Transpose – изменить высоту всех нот выделенного фрагмента. Имеет 4 возможных значения (в полутонах): +1, -1, +12, -12.

Для инструментов работают следующие команды:

Change Instrument – все ноты выделенного фрагмента будут играться текущим инструментом.

Для громкости работают следующие команды:

Amplify – вызывает одноименную форму. После заполнения полей в выбранных дорожках автоматически проставляются значения громкости, создающие эффекты плавного нарастания или затухания. На тихих местах слышны «ступени», и их необходимо заменить на плавное увеличение громкости с помощью специальных команд.

Interpolate Volume – активна только если на границах выделения явно указана громкость. Создает плавный переход между двумя значениями громкости, прописывая их в каждой строке.

Помимо этого, на заголовках дорожек тоже имеются контекстные меню. При шелчке на дорожке она выключается/включается, помимо этого в меню есть команды Solo (заглушить все дорожки кроме текущей) и Unmule All (включить все дорожки).

Собственно обозначения нот состоят из трех символов. Первый символ – заглавная буква от A до G, обозначающая название ноты согласно сольфеджио (исключение – нота си, обозначаемая буквой B, а не H ). Второй символ – либо #, либо тире. Все ноты, играемые на черных клавишах обозначаются через диезы, бемоли не используются. Третий символ – номер октавы. Та октава, что соответствует первой октаве на фортепиано, в трекере имеет номер 5. Соответственно, субконтроктава имеет номер 1, контроктава – 2, большая – 3, малая – 4, вторая – 6 и т.д. Таким образом, ModPlug Tracker не поддерживает концепцию тональностей.

 

8. Полезные функции.

При первой загрузке ModPlug Tracker в левой части экрана показывает дерево, в котором отображаются установленные MIDI-библиотеки. По умолчанию ModPlug Tracker использует стандартную библиотеку gm . dls . Помимо этого, в дереве отображается структура модуля и ссылка на директорию с сэмплами. ModPlug Tracker позволяет загружать имеющиеся MIDI-библиотеки с помощью команды Add Sound Bank, которая открывается из контекстного меню библиотеки или меню File / Add Sound Bank и вызывает диалог открытия файла. После указания файла все инструменты из библиотеки становятся доступны. Чтобы ими воспользоваться, нужно войти в редактор инструментов и мышью перетащить интересующий инструмент в область графического отображения огибающей. При импорте инструмента из библиотеки, как и при его открытии из файла, создаются все необходимые сэмплы. Библиотеку можно выгрузить в ini -файл с помощью команды Export Midi Library в контекстном меню. Если дерево не нужно, его можно выключить, вызвав пункт меню View / Toolbars / Tree.

В верхней части окна находятся кнопки «стоп», «проиграть с текущего места», «проиграть с начала». Рядом с ними находится кнопка, активирующая запись с MIDI-клавиатуры. Их функциональность продублирована в меню Player; помимо того, это меню содержит пункт Estimate song length – вычисление продолжительности композиции.

Финальный микс можно сохранить в формате wav . Для этого необходимо активировать пункт меню File / Save as Wave . После указания имени файла появляется окно Wave Convert, в котором можно указать параметры конвертирования: качество звука, а также использовать ли улучшенный алгоритм ресэмплинга и нормализовать ли громкость звукового файла. ModPlug Tracker позволяет открывать wav -файлы как модули. Если файл был стерео, то программа создаст два момо сэмпла для каждой дорожки.

Очень важную роль играет подменю Cleanup (очистка) меню Edit . Команды этого подменю позволяют удалить из модуля не используемую в нем информацию. Команда Rearrange Patterns восстанавливает сквозную нумерацию паттернов в последовательности. Cleanup Patterns, помимо того, удаляет паттерны, которые не присутствуют в последовательности, но есть в модуле. Cleanup Instruments удаляет неиспользуемые инструменты. Cleanup Samples удаляет все сэмплы, не задействованные в модуле, и звуковые фрагменты после петель. Если сэмпл не используется в партитуре, но используется в инструменте, ModPlug Tracker спрашивает, нужно ли его удалять. Cleanup Song делает все эти действия в один прием. Команда Remove All Instruments заменяет в модуле инструменты на сэмплы. Важно помнить, что операции очистки не откатываются!

 

9. Замеченные баги в ModPlug Tracker, версия 1.16.0204.

При использовании статического фильтра в инструменте все другие инструменты, вступающие после него на этой же дорожке, тоже играются с этим фильтром. Выход: для работы с фильтрами выделять отдельные дорожки.

При отсутствии указания инструмента не работает общая громкость сэмпла и второй столбец таблицы Note Mapping. Выход: всегда указывать, каким инструментом играется нота.

При открытии инструментов и сэмплов программа запоминает вместо папки, где был открыт последний инструмент, папку, где был открыт последний сэмпл или модуль.

Очень плохо работает сохранение в формате mp3. Выход: сохранять в формате wav, а уже потом перегонять в mp3.

Некорректный импорт инструментов из библиотек формата sf2. Выход: некорректно импортированные инструменты отредактировать и сохранить в формате iti.

При загрузке нового сэмпла на место старого Sustain Loop, если она была у старого, не отключается, возможно отсутствие звука. Выход: отключить принудительно.

Хостинг от uCoz